ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 1998 г. N 584-I
 
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

В целях всестороннего учета интересов народов Удмуртии и обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Удмуртской Республики при реализации государственной национальной политики Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить Концепцию государственной национальной политики Удмуртской Республики (прилагается).

2. Органам государственной власти и органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией государственной национальной политики Удмуртской Республики при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке республиканских и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.

 

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
 
 
Приложение
к постановлению
Государственного Совета УР
от 6 февраля 1998 г. N 584-I
 
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Концепция государственной национальной политики Удмуртской Республики является системой современных принципов и приоритетов, учитывающей национальные интересы всех ее народов, способствующей развитию их самобытности и равноправного сотрудничества и направленной на использование исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной Удмуртии.

Концепция исходит из необходимости обеспечения единства и целостности России, согласования общегосударственных интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Концепция государственной национальной политики призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, укрепления государственности Удмуртской Республики и российской государственности, дальнейшего развития федеративных отношений.

Государственная национальная политика Удмуртской Республики строится на основе Всеобщей декларации прав человека, других норм международного права, Конституции Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, Федеративного Договора и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики, а также учитывает то обстоятельство, что Удмуртская Республика является государством в составе Российской Федерации, исторически утвердившимся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии права на самоопределение, и несет ответственность за их сохранение и самобытное развитие.

Настоящая Концепция разработана на основе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 года, в порядке ее реализации.

 

I. Этнополитическая ситуация
в Удмуртской Республике

 

Удмуртская Республика - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года в ней проживает свыше 70 народов, в том числе 58,9 процента - русские, 30,9 процента - удмурты, 6,9 процента - татары, 3,3 процента - представители других национальностей (в том числе 0,8 процента - украинцы, 0,5 процента - марийцы, 0,3 процента - башкиры, по 0,2 процента - белорусы, немцы, чуваши, менее 0,2 процента - евреи, представители народов Кавказа). Все народы, компактно проживающие на территории Удмуртской Республики (бесермяне, марийцы, русские, татары, удмурты, чуваши), помимо языка и конфессиональной принадлежности, обладают только им присущими чертами развития материальной и духовной культуры, бытового уклада, социально - профессиональной структуры. Различна и их историческая судьба в составе России. Одним из главных ее итогов стало то, что традиционный регион заселения удмуртов превратился в полиэтнический и поликонфессиональный, а с момента образования Удмуртской Автономной Области начался процесс становления государственности Удмуртской Республики, в котором участвуют представители всех национальностей, проживающих на территории Удмуртии. Основой формирующейся государственности Удмуртской Республики в составе Российской Федерации является, с одной стороны, наличие общей для всех народов, участвующих в этом процессе, Родины - Удмуртии и России, а с другой - понимание того, что ее процветание может быть обеспечено только при соблюдении принципа "единство в многообразии", предполагающего равенство прав всех народов Удмуртской Республики, ее граждан независимо от национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.

Дальнейшее упрочение межнациональных отношений и перспективы сотрудничества народов Удмуртской Республики во многом зависят от самочувствия, позиции и исторической ответственности русского народа, от своевременного разрешения его проблем и учета им интересов удмуртского и других народов.

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения в республике оказывает ряд тенденций:

- стремление народа Удмуртии к самоопределению и объективные процессы социально-экономической интеграции;

- возрастающая самостоятельность Удмуртской Республики и необходимость упрочения общероссийской государственности;

- потребность проведения курса социально-экономических реформ и различная степень готовности и участия в них этносов Удмуртии, обусловленная их исторической и культурно-хозяйственной спецификой;

- стремление к сохранению и развитию этнокультурной самобытности удмуртского и других народов Удмуртии и ориентация на общероссийские и мировые духовно-нравственные ценности.

На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложен огромный позитивный опыт сотрудничества и дружбы народов Удмуртии и традиции самобытного формирования удмуртской нации. Именно они обеспечили значительный прогресс в национально-государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый Удмуртией в XX веке в составе России.

Вместе с тем, всем народам России был нанесен серьезный ущерб тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением и унификацией многих национально-культурных ценностей. Особенно ощутимым он был для немногочисленных народов.

Крупное промышленное строительство, интенсивное развитие оборонного комплекса вызвало приток рабочей силы из других регионов страны и из сельских районов республики, что существенно изменило социально-демографическую и этническую ситуацию: сегодня удмурты составляют третью часть населения республики.

Диспропорции, заложенные прежней системой и не преодоленные на сегодняшний день, особенно негативно сказались на развитии сельской социально-этнической структуры и инфраструктуры, вследствие чего возможности удовлетворения национально-культурных и образовательных потребностей населения оказались ограничены.

Все это существенным образом отражается на современном этнополитическом состоянии народов Удмуртии, их представительстве в органах государственной власти и системе управления экономикой Удмуртской Республики.

Значительные изменения в национальном самосознании, происшедшие у всех народов как Российской Федерации, так и Удмуртской Республики, неподготовленность общества к кардинальным изменениям создают определенную напряженность в развитии национальных и межнациональных процессов, в общении представителей различных национальностей. Издержкам перестройки и реформ, негативным явлениям социально-экономического и политического характера придается порой этническая окраска, разжигаются чувства национализма и шовинизма.

На межнациональные отношения также оказывают влияние социальная и правовая незащищенность граждан, безработица, резкое падение жизненного уровня большинства населения.

Анализ этих реалий выявил необходимость нового осмысления этнополитической ситуации в республике и поисков результативных механизмов разрешения существующих проблем.

После распада СССР начался новый этап развития российской государственности. Конституция Российской Федерации 1993 года утвердила тип государственного устройства, который обусловливает развитие федеративных отношений на базе демократических принципов, в основу которых положены общепризнанные нормы равноправия и самоопределения народов, сохранения самобытности и развития единой российской государственности, приоритета прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности и территории проживания, защита прав малочисленных народов и национальных меньшинств.

Возникшие в переходный период развития российского общества проблемы получили специфическое преломление в жизни различных этносов, что требует, наряду с общей Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, разработки республиканской концепции и программ.

Приоритетными проблемами, требующими решения на современном этапе, являются:

- совершенствование государственности Удмуртии на основе демократических принципов федерализма, обеспечивающих необходимое сочетание самостоятельности республики и целостности Российского государства, способствующих национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов Удмуртии, народов всей России;

- совершенствование правовой базы национальной политики, обеспечение политической и правовой защищенности граждан Удмуртской Республики независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, их равноправие, необходимое их представительство в органах государственной власти и управления;

- развитие национальных культур и языков народов Удмуртской Республики; укрепление духовной общности народов республики и Российской Федерации;

- поддержка этнокультурных традиций удмуртов, проживающих за пределами Удмуртии, их взаимодействие с другими народами России;

- сохранение и развитие традиционной среды обитания народов Удмуртии, этноэкологической системы, улучшение социально-демографической ситуации и нейтрализация суицидогенных факторов в Удмуртии;

- укрепление объективных возможностей всестороннего развития и сотрудничества национальностей, проживающих в Удмуртской Республике, формирование высокой культуры межнационального общения;

- преодоление недоверия в отношениях между национальностями, шовинистических и националистических настроений.

Современное состояние и задачи перспективного развития Удмуртской Республики требуют новых концептуальных подходов и, прежде всего, осознания того, что полиэтничность общества - это поле развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Удмуртии и что национальный вопрос не должен становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.

При реализации данной Концепции, разработке конкретных программ национального развития и межнационального сотрудничества нормой должны стать учет общественного мнения, опора на научный анализ и прогноз, оценка последствий принимаемых решений.

Национальная политика должна носить всеобъемлющий, стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и всестороннего сотрудничества всех народов Удмуртской Республики. Чрезвычайно важное значение здесь приобретает единство позиций всех органов государственной власти и местного самоуправления республики, различных политических и общественных движений.

 

II. Принципы государственной национальной
политики

 

Представленные в данной Концепции основополагающие идеи, нормы и приоритеты обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления.

К основным принципам национальной политики в Удмуртской Республике относятся:

- равноправие народов независимо от их численности, уважение прав и свобод человека, возможностей личностного и этнокультурного самовыражения независимо от расы, языка, отношения к религии, социального положения и территории проживания;

- право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную и языковую принадлежность;

- запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам языковой, социальной, религиозной, национальной и расовой принадлежности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- уважение прав народов при различных формах общественной самоорганизации с обязательным условием сохранения государственности России и Удмуртии;

- свободный доступ граждан к информации;

- сохранение межнационального мира и согласия как условия равноправного развития и сотрудничества всех народов Удмуртской Республики;

- своевременный учет национальных потребностей народов республики, развитие многонационального народа Удмуртии на основе согласия, взаимоподдержки и сотрудничества;

- мирное разрешение возникающих противоречий между национальными общностями и их отдельными представителями;

- содействие развитию национальных культур и языков всех народов Удмуртии;

- запрещение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и безопасности Удмуртии, разжигания расовой, национальной и религиозной розни;

- запрещение пропаганды идей, возбуждающих расовую, национальную, религиозную вражду, равно как и пропаганды расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

- защита прав и интересов граждан Удмуртской Республики за ее пределами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, нормами международного права;

- поддержка удмуртов, проживающих за пределами Удмуртской Республики, и их национально-культурных объединений в сохранении и развитии родного языка, образования, культурных и национальных традиций.

Национальная политика Удмуртской Республики строится на основе патриотизма и интернационализма, всестороннего учета и согласования национальных интересов ее народов, а также задач развития всех народов Российской Федерации.

 
III. Основные цели и задачи государственной
национальной политики

 

Главной целью национальной политики Удмуртской Республики является создание максимально благоприятных условий для согласования и гармонизации национальных интересов всех народов, проживающих на территории Удмуртии, обеспечения оптимальных условий и возможностей их полноправного участия в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики.

Практическая реализация национальной политики Удмуртской Республики предполагает неотложное решение следующих основных задач:

В политической и государственно-правовой сфере:

- развитие и укрепление Удмуртской Республики как субъекта Российской Федерации, в равной мере отстаивающего права и интересы представителей всех этносов, составляющих единый многонациональный народ Удмуртии;

- совершенствование правовой базы взаимоотношений органов государственной власти Удмуртской Республики с федеральными органами государственной власти;

- формирование республиканской правовой базы, обеспечивающей реализацию национальной политики, в том числе на уровне местного самоуправления Удмуртской Республики;

- объединение усилий всех звеньев государственной власти и управления, общественно-политических организаций и конфессий, действующих на территории республики, для достижения межнационального согласия, утверждения реального равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними;

- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных запросов народов, осуществлению поддержки национально-культурных объединений республики;

- осуществление государственной поддержки представителей всех народов Удмуртии в установлении и поддержании связей с этнически родственными народами, проживающими за пределами республики;

- установление на республиканском уровне постоянных отношений с субъектами Российской Федерации, государственными и административно-территориальными образованиями зарубежных стран, в том числе с теми, в которых компактно проживают финно-угорские народы, в целях развития экономики, науки и культуры;

- проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений в Удмуртской Республике, организация фундаментальных и прикладных исследований;

- выработка прогнозов и моделей развития межнациональных отношений;

- формирование системы мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними нарушений законности и правопорядка; разработка и принятие законов и других нормативных актов, направленных на предотвращение и разрешение межнациональных конфликтов;

- совершенствование механизма формирования законодательных и исполнительных органов власти различных уровней, позволяющего всем гражданам и народам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы;

- проведение государственной политики обеспечения защиты национальной чести и достоинства граждан Удмуртской Республики независимо от их национальной принадлежности, решительная борьба со всеми проявлениями национализма и шовинизма, насаждающими в обществе межнациональную вражду и ненависть.

В социально-экономической сфере:

- разработка программ экономического развития Удмуртской Республики на основе учета интересов, традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности всех народов республики;

- поощрение всех форм социально-экономической деятельности, направленных на подъем благосостояния народов Удмуртской Республики, совершенствование ее научного, информационного и культурного пространства на основе использования всего этнокультурного и этнохозяйственного потенциала народов Удмуртии;

- рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей Удмуртии, накопленного в ней культурного и этнотерриториального, научно-технического и кадрового потенциала, ее природных и этнокультурных ресурсов;

- принятие мер по выравниванию уровня социально-экономического развития городов и районов республики;

- содействие развитию на территории Удмуртии общероссийских хозяйственных структур, межреспубликанских и межрегиональных корпораций и ассоциаций экономического развития и взаимодействия, призванных углублять и укреплять социально-экономическую интеграцию народов Удмуртской Республики и всей России;

- развитие республиканских систем коммуникации и информации как части единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;

- разработка и реализация специальных программ, направленных на охрану традиционной среды обитания народов Удмуртии, улучшение медицинского обслуживания и демографической ситуации в республике.

В духовной сфере:

- формирование и распространение идей дружбы народов, духовного единства и межнационального согласия, культуры межнационального общения, воспитания чувства общероссийского патриотизма, гордости за свою многонациональную Родину, за российский народ;

- создание и развитие сети непрерывного национального образования - от детского сада до высшего учебного заведения - как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов республики; формирование у каждого нового поколения уважения к национальным ценностям и культуре как своего, так и других народов, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов России;

- сохранение и развитие историко-культурного наследия народов Удмуртии, распространение объективной информации об их прошлом и настоящем, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций взаимодействия культур славянских, финно-угорских, тюркских и иных народов в рамках общего евразийского мирового этнокультурного пространства;

- создание оптимальных условий для укрепления семьи, возрождения этнокультурных традиций развития семейных отношений и усиление роли семьи в национальном, межнациональном и культурном воспитании подрастающего поколения;

- обеспечение оптимальных условий для развития русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения, удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, а также языков других народов, населяющих республику;

- бережное отношение к традиционным для Удмуртии верованиям;

- противодействие всем формам духовной агрессии, предпринимаемой на территории республики,

В области внешних связей:

- заключение с субъектами Российской Федерации двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, межнациональным контактам, укреплению социально-экономических связей;

- укрепление социально-экономических, научно-образовательных, культурных, информационных связей с удмуртами, проживающими за пределами Удмуртской Республики, а также с другими народами;

- своевременное решение проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, в частности, уроженцев Удмуртии, прибывающих в республику как из других субъектов Федерации, так и из государств ближнего зарубежья.

 

IV. Совершенствование федеративных отношений и
развитие государственности Удмуртской Республики

 

Совершенствование федеративных отношений и развитие государственности Удмуртии в новых исторических условиях предполагают выработку комплекса мер, ориентированных на более четкое разграничение предметов ведения и полномочий, обязанностей и ответственности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Удмуртской Республики, между органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления, максимально полного учета национальных и культурных потребностей всех народов, проживающих в Удмуртской Республике.

Задачи совершенствования федеративных отношений и развития государственности Удмуртской Республики реализуются в результате:

- оптимизации федеративного устройства, повышения самостоятельности и ответственности Удмуртской Республики перед своим населением за реализацию воли народов, повышения роли Удмуртской Республики в сохранении единства и целостности Российской Федерации;

- защиты и обеспечения интересов граждан Удмуртской Республики путем совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики, направленной на оптимизацию управления обществом, сохранение единства и сплоченности народов Удмуртской Республики;

- дальнейшей разработки и принятия законов, закрепляющих взаимные права, обязанности, ответственность, разграничение предметов ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики; заключения межправительственных Соглашений, обеспечивающих реализацию полномочий, осуществляемых органами государственной власти Удмуртской Республики во всех сферах жизни;

- разработки правовых основ, обеспечивающих равноправное участие в органах государственной власти, управления и местного самоуправления представителей различных национальностей;

- выделения средств из бюджетов республики и местного самоуправления, привлечения средств из иных источников для своевременного решения проблем национального развития и межнационального сотрудничества народов Удмуртии;

- обеспечения развития приоритетных отраслей экономики, освоения природных ресурсов с учетом интересов народов Удмуртии, сохранения экосистемы и традиционной среды их обитания;

- создания равных условий для участия представителей различных национальностей в становлении нового уклада экономической жизни Удмуртской Республики;

- последовательного взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в реализации экономической, финансовой, социальной, культурной и национальной политики;

- обеспечения в Удмуртской Республике прав и свобод человека и гражданина независимо от расовой, национальной и религиозной принадлежности.

В целях обеспечения реализации на практике специфических интересов Удмуртской Республики, сохранения единства ее правового, экономического, культурного, информационного и этнокультурного пространства необходим постоянный и равноправный диалог федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Удмуртской Республики.

Обеспечение реального равноправия всех народов Удмуртии требует развития основных положений Конституции Удмуртской Республики. Это прежде всего решение вопросов использования кадрового потенциала республики за счет равноправного представительства народов в органах государственной власти, в управленческих структурах республики, городов и районов.

При разработке и реализации Государственной программы национального развития и межнационального сотрудничества народов Удмуртской Республики принципиально важным является учет социально-экономических факторов развития этносов и территорий, которые оказывают самое существенное воздействие на развитие межнациональных отношений. Это необходимо учитывать при реализации федеральных и республиканских программ в области государственного, экономического, этнополитического, социального, культурного развития и сотрудничества народов Удмуртской Республики, при регулировании в области финансовой, валютной, кредитной, таможенной, налоговой политики, а также при формировании и использовании республиканских фондов.

Четкое определение и закрепление предметов совместного ведения органов власти Удмуртской Республики и Российской Федерации должно способствовать формированию экономического механизма, нацеленного на обеспечение рационального использования производительных сил с учетом задач охраны окружающей среды, совершенствованию налогообложения в городах и районах Удмуртской Республики, защите экосистем, жизненно важных этнокультурных и социальных интересов населения.

Проведение активной национальной политики требует учета специфики всех районов Удмуртской Республики, обусловливает централизацию и перераспределение ресурсов в целях обеспечения экономической, политической и межнациональной стабильности в Удмуртской Республике.

 

V. Национально-культурное развитие и
сотрудничество народов Удмуртии

 

Национальная политика Удмуртской Республики призвана выражать интересы всех народов Удмуртии, обеспечивать реализацию предоставленных нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики возможностей удовлетворения их потребностей с учетом различных форм самоорганизации и самоопределения, что является важным средством достижения межнациональной стабильности, выявления и удовлетворения национальных интересов и налаживания сотрудничества народов, предупреждения конфликтов на этнической почве.

Сохранение национальной самобытности, языка, культуры может обеспечиваться созданием национально-культурных образований, включающих национально-культурные объединения, автономии, национальные центры и т.д. Деятельность национально-культурных образований регулируется законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики и обеспечивается поддержкой органов государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики.

Посредством различных форм национально-культурного объединения граждане Удмуртской Республики независимо от территории проживания реализуют свое право:

- получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры;

- обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

- использовать возможности государственных средств массовой информации или самостоятельно создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с целью получения и распространения информации на национальном (родном) языке;

- сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

- следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

- создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики;

- участвовать через своих полномочных представителей в деятельности различного рода неправительственных организаций;

- устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Осуществление права на создание национально-культурных образований не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей. Одна из главных задач объединений - духовная ответственность за развитие отношений дружбы и сотворчества со всеми народами России.

Ответственная роль в становлении и развитии национально-культурных объединений принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны стать активными субъектами национальной политики на местном уровне. Непосредственно подчиненные волеизъявлению граждан, они должны способствовать более гибкому учету местной и национальной специфики, тесно взаимодействовать с национально-культурными объединениями, в т.ч. и на основе взаимных договоров.

 
VI. Основные направления республиканских целевых
программ государственной национальной политики

 

Удмуртская Республика при реализации государственной национальной политики использует программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национально-культурных общностей и объединений в достижении общей цели: учета и удовлетворения национально-культурных запросов всех народов, проживающих в Удмуртской Республике, улучшения качества их жизни, обеспечения межнационального согласия, предотвращения обособления народов по этническим признакам.

Основными направлениями государственной национальной политики в республике являются разработка и реализация на республиканском и местном уровнях программ политико-правового, социально-экономического, национально-культурного, духовно-нравственного и физического развития и сотрудничества народов Удмуртии, поддержка удмуртов, проживающих за пределами Удмуртской Республики.

В основу таких программ должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, раскрытие их созидательного, творческого потенциала, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей, создание в обществе климата межнационального мира, согласия и созидания. Основополагающим требованием к программам национально-культурного развития является учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к национальным ценностям и институтам, преодоление замкнутости и унификации культур.

Программы национального развития и межнационального сотрудничества народов Удмуртии призваны учитывать и обеспечивать:

- общенациональные, региональные и местные особенности интересов русского народа;

- возрождение и развитие традиционных форм хозяйствования, культуры, языка и традиций удмуртского народа;

- условия для самореализации интересов других народов республики (татар, бесермян, марийцев, чувашей, башкир и других);

оказывать содействие:

- в решении проблем культурно-языкового развития и сотрудничества удмуртов за пределами Удмуртской Республики;

- национально-культурным объединениям (автономиям) в решении задач их развития и налаживания межнационального сотрудничества.

В этих целях необходимо:

- обеспечивать возможности для равноправного участия представителей всех народов Удмуртии во всех сферах жизнедеятельности республики, в управлении государственными и общественными делами; принимать необходимые меры в интересах обеспечения равенства индивидуальных и коллективных прав граждан любой национальности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики, не допускать дискриминации человека, культуры и языка по национальному признаку в любой форме;

- органам государственной власти республики, органам местного самоуправления и национально-культурным объединениям (автономиям) принимать меры по сохранению и развитию национальных культур, налаживанию межнационального сотворчества в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Удмуртской Республики;

- создавать атмосферу уважения к самобытному духовному наследию народов, национальным традициям, распространять объективную и доброжелательную информацию об истории и культуре народов, дружбе и сотрудничестве национальностей, формировать чувства духовного единения и общероссийского патриотизма;

- сохранять памятники истории и культуры народов как часть культурного наследия России и Удмуртии, использовать их в интересах национального и интернационального воспитания;

- расширять сферу использования национальных языков, способствовать развитию государственного двуязычия и общественного многоязычия при интегрирующей роли русского языка;

- реализовать в Удмуртской Республике Федеральную целевую программу "Русский язык"; принимать во внимание, что русский язык, являясь государственным языком Российской Федерации, выполняет многообразные функции и играет важную роль в культурном развитии народов, в обеспечении их консолидации, духовного возрождения и сотрудничества;

- осуществлять меры по сохранению и развитию удмуртского языка, содействовать повышению его государственного и общественного статуса, языковой культуры, использовать удмуртский язык в системе дошкольного воспитания, в сфере образования и науки;

- проводить подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и иных кадров для национальных учреждений образования и культуры;

- оказывать материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным объединениям (автономиям) в осуществлении их деятельности, создании негосударственных образовательных и культурных учреждений и развитии различных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке;

- предусматривать поддержку удмуртов за пределами Удмуртии в удовлетворении их национально-культурных потребностей на основе договоров и соглашений между Удмуртской Республикой и другими субъектами Российской Федерации и посредством расширения связей с национально-культурными объединениями;

- использовать средства массовой информации в целях пропаганды духовных ценностей, воспитания культуры межнационального общения, воспитания молодежи и детей в духе межнационального мира и сотрудничества, принадлежности к единому многонациональному народу России, формирования чувства патриотизма и интернационализма на основе общности исторических судеб и общих задач возрождения Отечества;

- разработать мероприятия по подготовке национальных кадров, совершенствованию системы образования на государственных языках Удмуртской Республики, поддержке обучения языкам других народов, компактно проживающих в республике, созданию возможностей для изучения языка и культуры удмуртского народа людьми других национальностей;

- оказывать поддержку научных исследований истории, культуры, современного состояния народов Удмуртской Республики, процессов взаимодействия между этнокультурными и языковыми общностями, межкультурного и межъязыкового общения, характера двуязычия и многоязычия, публикации словарей, энциклопедий, фольклорных текстов и памятников словесности, научных монографий о народах Удмуртии;

- рассмотреть вопрос о создании республиканского Дома Дружбы народов Удмуртии.

 

VII. Механизмы реализации государственной
национальной политики

 

Государственная национальная политика Удмуртской Республики реализуется посредством разработки и выполнения государственных и местных программ развития народов, населяющих ее территорию, поддержки общественных инициатив национально-культурных образований, эффективной реализации принципов регулирования межнациональных отношений, налаживания конструктивного диалога между органами государственной власти и народами Удмуртии.

Механизм реализации государственной национальной политики предусматривает:

- формирование единой системы реализации государственной национальной политики как на уровне органов государственной власти, так и на уровне органов местного самоуправления, а также создание инфраструктуры, обеспечивающей национально-культурные потребности народов Удмуртии;

- разработку и осуществление республиканских и местных программ национального развития с учетом экономических и политических реформ, проводимых в Российской Федерации и Удмуртской Республике;

- совместное решение межрегиональных проблем в сфере федеративных и национальных отношений, участие в разработке федеральных и региональных программ;

- осуществление информационного обеспечения основных направлений национальной политики, содействие освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространение объективных знаний об истории и культуре народов Удмуртской Республики;

- организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики;

- создание системы довузовской подготовки учащихся сельских школ;

- внедрение в систему среднего, среднего профессионального и высшего образования национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов;

- учет отечественного и зарубежного опыта при разработке региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве;

- создание Общественной палаты (Ассамблеи народов Удмуртии) - палаты национальностей при Государственном Совете Удмуртской Республики;

- осуществление государственной поддержки национально-культурных объединений, включая национальные молодежные и детские организации, содействие их развитию.

В ходе реализации Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики необходимы разработка и принятие законов и нормативных актов, направленных на развитие народов Удмуртской Республики и гармонизацию межнациональных отношений.

В выработке и реализации государственной национальной политики призваны участвовать органы государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики. Важная роль в этом процессе принадлежит различным политическим партиям и общественным движениям.

Для реализации государственной национальной политики органы государственной власти республики предусматривают в бюджете ассигнования на реализацию программ национально-культурного развития и межнационального сотворчества, учитывают потребности в формировании и расходовании фондов национального развития, представляют национально-культурным объединениям (автономиям) льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством о местном самоуправлении решают вопросы финансирования местных программ национально-культурного развития народов и национально-культурных объединений.

Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к решению проблем в сфере национальных отношений.